От авторов

Отклики на первые издания «Дружного класса...» были самыми благоприятными. И до сих пор продолжают поступать восторженные письма от учителей, для которых эта книга стала настольной. Книга была переведена на несколько языков, а творческие семинары учителей, ей посвященные, были проведены в Европе и на Филиппинах. В США программа «Дети Творчески Разрешают Конфликты» пришла во многие школы. На ее основе в США и в других странах было защищено несколько диссертаций. Успех книги во многом объясняется тем, что каждое упражнение и занятие тщательно отрабатывалось годами и утверждалось или отбрасывалось в соответствии с потребностями детей.

По мере того как рос интерес к нашей программе, появилось несколько книг, использующих некоторые идеи и понятия, представленные здесь, и было разработано несколько учебных планов на этой основе. Мы сопротивлялись попыткам превратить нашу программу в стандартный учебный план. Пример такого сопротивления виден в третьей главе «Подготовка и планирование», в которой обсуждается важность адаптации материала к потребностям и условиям каждого отдельного класса. Мы понимаем, что такая адаптация требует от учителя внимательного наблюдения и оценки потребностей класса. Мы также осознаем те многие ограничения, с которыми постоянно сталкивается учитель и которые сужают его выбор. Но когда педагог исходит из потребностей класса, он обязательно почувствует необходимость в единстве, смягчающем атмосферу, облегчающем формирование познавательных навыков и придающем особую живость и веселье процессу обучения.

После первой публикации программа претерпела значительное развитие и изменение. Но ее основные идеи все еще являются основополагающими.

В течение многих лет обучения ненасильственному поведению в кризисных ситуациях американские специалисты все больше осознавали, что истоки конфликтного поведения лежат в самом раннем возрасте, в усвоении детьми шаблонов насильственного поведения взрослых, более старших детей и своих сверстников. Мы также начали осознавать, что учителя и воспитатели не имели никаких средств и методов, пригодных для изменения этих шаблонов. Конфликты в нашем обществе и во всем мире будут угрожать цивилизации до тех пор, пока мы не научимся творчески разрешать личные и общественные проблемы. Мы приступили к разработке специальных упражнений, которые могут быть усвоены детьми еще до того, как для них привычными станут негативные реакции. Мы надеялись радикально изменить их поведение в конфликтных ситуациях.

Полученные результаты имеют более широкое значение, чем просто разрешение конфликтов. Стало очевидно: для того, чтобы реагировать на конфликт творчески, дети должны понимать как свои собственные чувства, так и чувства своих партнеров, осознавать преимущества работы друг с другом. А не друг против друга. Упражнения по развитию сотрудничества и формированию коллектива занимают поэтому значительную часть настоящего руководства и почти всегда предшествуют упражнениям по разрешению конфликтов.



Программа имеет три главные цели: (1) способствовать формированию коллектива, в котором у детей развивается способность и желание к открытому общению; (2) помочь детям понять природу человеческих чувств и необходимость делиться своими чувствами; (3) исследовать с детьми способы творческого решения конфликтов.

Из практики известно: требуется величайшая деликатность, когда вы сталкиваетесь с жизнью ребенка. Конфликт требует очень внимательного анализа, так как негативные реакции часто возникают там, где применение силы исключается. В действительности же некоторая доля агрессии и гнева в поведении ребенка желательна. Цель работы над конфликтом состоит не в том, чтобы совсем избавиться от агрессии, а в том, чтобы научить ребенка использовать ее творчески, придать ей конструктивный характер.

Присцилла Прутцманн

Ли Стерн


4172563513648031.html
4172624837028181.html
    PR.RU™