Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

состоянием человека, некоторые из которых успешно приме­няются или могут быть использованы для регуляции функцио­нального состояния, и в частности преодоления стресса. Их содержание, способы и результаты использования изложены в ряде обзорных работ [47, 67, 69, 123, 124, 132, 141, 173, 191 и др.]. Некоторые из них будут представлены в последующих главах настоящей книги.

А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова [127] провели системати­зацию основных способов оптимизации функционального состояния человека. При этом обращено внимание на значение в профилактике функциональных нарушений таких характе­ристик трудовой деятельности, как эргономичность орудий (средств) труда и рабочего места, рациональность содержания и способов трудового процесса, условий и организации дея­тельности. Отмечая важность профилактики стресса, авторы наибольшее внимание обращают на использование методов непосредственного воздействия на субъекта для управления развитием и проявлениями измененного функционального состояния. Данное положение обусловлено тем, что способы эргономического обеспечения трудовой деятельности, ориен­тированные на оптимизацию выполнения типовых и нештат­ных (аварийных) задач на основе учета «человеческого фак­тора» в системе «человек — трудовая деятельность», пока еще недостаточно активно внедряются в практику проектирования, создания и эксплуатации человеко-машинных систем в виду технических, технологических, экономических и других огра­ничений. К тому же эргономические требования к деятельно­сти основаны на обобщенных (и усредненных) характеристи­ках функциональных возможностей, как правило, достаточно представительной совокупности людей и в них нивелируются, не отражаются в полной мере профессиональные, психологи­ческие, физиологические и другие особенности конкретного человека, индивидуальные характеристики его функциональ­ного состояния, когнитивных процессов и психомоторики, личностных свойств, чувствительности и реактивности систем организма и психики, профессиональной подготовленности и других компонентов «личного фактора» [37].

Среди способов непосредственного воздействия на функ­циональное состояние А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова выдели-


332 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

ли две группы способов внешнего воздействия и внутренней оптимизации состояния. К первой группе способов относятся:

1) нормализация режима питания и витаминотерапия; 2) фар­
макотерапия; 3) рефлексотерапия; 4) функциональная музыка
и цветомузыка; 5) библиотерапия; 6) коммуникационные
воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз). Вторая
группа включает: 1) самогипноз; 2) нервно-мышечную релак­
сацию; 3) идеомоторную тренировку и сенсорную репродук­
цию; 4) аутогенную тренировку; 5) гимнастику и самомассаж;
6) специальную подготовку и спецобучение; 7) поведенческую
психотерапию; 8) групповой тренинг. Указанные способы
предусматривают использование вербальных, невербальных,
аппаратных, контактных, дистанционных методик в режимах
индивидуального и группового управления функциональным
состоянием.



В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов в своей работе [143] клас­сифицировали методы регуляции психических состояний летного состава, и в частности коррекции функциональных нарушений и восстановления профессионального здоро­вья. Авторы разделяют эти методы на две группы: в первую вошли методы оперативного управления состоянием, во вторую — методы программного (заранее запланированного) воздействия и управления. В эти группы методов входят четы­ре класса методических приемов регуляции функционального состояния.

Первый класс (методы психической регуляции) — 1) ауто­генная тренировка; 2) специальные приемы регуляции (идео-моторная тренировка, «эмпатийный» полет); 3) «самокон­троль—саморегуляция»; 4) музыкальное кондиционирование; 5) аромофитоэргономика.

Второй класс (методы психофизиологической регуля­ции) — 1) физические упражнения в период профессиональ­ной деятельности; 2) массаж; 3) рефлексотерапия, рефлексо-профилактика; 4) термо-восстановительные процедуры; 5) электростимуляция.

Третий класс (физиолого-гигиенические методы) — 1) организация рационального режима труда, отдыха и питания;



2) активный отдых; 3) закаливание; 4) регуляция среды про­
фессиональной деятельности.


I


333

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

Четвертый класс (фармакологические средства) — 1) адап-тогены; 2) ноотропы; 3) стимуляторы центральной нервной системы; 4) транквилизаторы; 5) витамины.

Л.Г. Дикая [75] предложила оригинальную модель класси­фикации средств саморегуляции функционального состояния. В основу классификации положен сформулированный ею новый подход к решению проблем регуляции, основанный на результатах анализа взаимодействия психологических систем саморегуляции состояния и профессиональной деятельности. На продуктивность этого взаимодействия оказывают влияние, с одной стороны, внутренние изменения в организме субъекта, его психические состояния и переживания, а с другой сторо­ны — требования профессиональной деятельности и условия ее выполнения. Саморегуляция функционального состояния выступает в форме разрешения противоречия между этими потоками воздействия во внутреннее изменение состояния субъекта. Неоднозначность и индивидуальность различия в изменениях функционального состояния определяются так­же взаимодействием целей, мотивов и детерминант этих двух видов деятельности, интенсивностью и качественным свое­образием регулятивных систем, участвующих в саморегуляции состояний и деятельности.

Разработанная Л.Г. Дикой классификация средств и ме­тодов саморегуляции предусматривает их воздействие — 1) на системы неспецифической генерализованной активации (уро­вень бодрствования, когнитивная активация, ориентировоч­ный рефлекс); 2) на специфические системы активности — с участием эмоциональной и волевой саморегуляции (состояния ожидания, бдительности, готовности); 3) на активационные, когнитивные, личностные, эмоциональные регуляторные системы. Критериями классификации являются, во-первых, уровни регуляции — а) непроизвольный и неосознаваемый; б) произвольный и неосознаваемый; в) произвольный и осо­знаваемый; г) осознаваемый и целенаправленный, а, во-вто­рых, соответственно уровням — способы саморегуляции: а) флуктуации сон—бодрствование, ориентировочная реакция, когнитивная активация; б) состояние ожидания, готовности, бдительности, расслабления, эмоционального реагирова­ния, двигательной и речевой активности; в) волевые усилия,


3958667881481747.html
3958725107512339.html
    PR.RU™