Тренинг уверенности

Начнем тренировку уверенного поведения. А с чего начинаются обычно тренировки? Правильно, с гимнастики. Она так и называется: психогимнастика.

Начнем с жестов, мимики, позы. Вот как описывают неуверенность авторы книги «Читать человека – как книгу» Дж. Ниренберг и Г. Калеро:

«Мы наблюдали это состояние много раз у тех, кому впервые в жизни приходилось сниматься на видео. Типичный для них жест – переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно двигаются или пощипывают ладони. Другой жест – когда грызут или сосут конец авторучки… трогание спинки кресла перед тем, как в него сесть… Еще один жест – пощипывание ладони. Многие жесты пальцев отражают неуверенность, внутренний конфликт или опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто замещает палец ручкой и карандашом и грызет их». [69]

В качестве признаков уверенности авторы указывают на гордую, прямую позу, широко развернутые плечи. Интересно и такое их наблюдение: у человека, который твердо уверен в том, что говорит, пальцы соединены в «купол», причем руки могут быть на разной высоте: чем выше положение человека, тем выше он держит этот купол. Как отмечают авторы: «Шерлок Холмс и Ниро Вульф (гений–сыщик, герой романов Р. Стаута. – А. П.), объясняя ход «элементарных» заключений своим доверчивым биографам, обычно принимали такую позу, чтобы усилить установки абсолютного доверия к себе». [70]

У неуверенного в себе человека, по словам авторов, есть стремление во время разговора загородить лицо – он прикрывает рот, почесывает нос, лицо или голову. Уверенному такие жесты несвойственны.

А вот как описывает позу неуверенного человека М. И. Чистякова, автор книги «Психогимнастика»:

«Сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, ладони лежат на коленях, голова опущена». Поза и мимика победителя в ее описании таковы: «Плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой». [71]

Конечно, это лишь некоторые, наиболее яркие внешние признаки уверенности и неуверенности. В реальной жизни их гораздо больше, они более разнообразны. Понаблюдай за поведением уверенных и неуверенных в себе людей и собери для себя как можно больший репертуар того и другого поведения. В дальнейшем ты будешь «исполнять» этот репертуар.

Почему надо собирать репертуар и уверенного, и неуверенного поведения, почему нельзя ограничиться только первым? Это связано с тем, что на контрасте усвоить все легче, четче выявляются необходимое.

Только не надо путать уверенное поведение и обыкновенную грубость, агрессию. Вот как Дж. Ниренберг и Г. Калеро описывают позу абсолютного превосходства:



«Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх – да это же хорошо знакомая авторитарная поза… Так часто стоят полицейские, таможенники, высшие руководители, армейские сержанты перед новобранцами».

Они также указывают:

«Если вы хотите дать понять свое превосходство, то все, что надо сделать, – это физически подняться над этим человеком – сесть выше, когда вы оба сидите, или встать». Это, по их мнению, сильно мешает общению, создает искусственные барьеры. От людей, которых авторы обучали в процессе групповых занятий правильно пользоваться мимикой и жестами и хорошо понимать их, они требовали «не подниматься и не создавать других искусственных барьеров между ними и их оппонентами. Скорее они должны были приблизиться к тем, с кем они не согласны». [72]

Еще несколько описаний для того, чтобы точнее уяснить разницу между уверенным, неуверенным и близкими формами поведения. Напоминаю, речь пока идет только о мимике, позе, жестах, то есть мимике и пантомимике.

Гнев: «Усиленная жестикуляция. Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы». Ярость: «Сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос… тело дрожит, усиленная жестикуляция». [73]

Обратите внимание – это одновременно позы, выражающие угрозу.

Напряженность: «Короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки – стон, мычание и т. п. – это звуковой фон напряженности. Разозленные люди обычно коротко дышат и пропускают воздух через ноздри с такой силой, что издают звуки, похожие на храп… Крепко сцепленные руки. Это жест подозрения и недоверия. Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большого успеха. Часто можно видеть, что при сцепленных руках большие пальцы начинают двигаться – это сигнализирует о потребности в усилении уверенности, желании перестраховаться… Плотно сжатые руки… Крепко сцепившиеся руки… Показывание указательным пальцем… в споре многие используют против других указательный палец, словно маленькую шпагу». [74]

Итак, ты собираешь репертуар уверенного и неуверенного поведения, наблюдая поведение других людей.

Кстати, как ты думаешь, ты умеешь наблюдать? Давай немного позанимаемся этим, воспользовавшись упражнениями из тренинга для будущих актеров. [75]



Следующие упражнения лучше выполнять вдвоем или втроем.

Ты хорошо знаешь внешность твоих домашних? Посмотри на кого–нибудь из них повнимательнее. Найди в нем то, чего не замечали до сих пор. Обрати внимание на его руки, глаза, форму уха, подбородка. Внимательно присмотритесь к жестам, позе. О чем говорят его мимика и пантомимика? Еще один вариант: в группе людей, например в классе, выбери кого–нибудь и понаблюдай за ним. Затем отвернись от наблюдаемого и опиши кому–нибудь того, за кем ты наблюдал, так, чтобы он понял, за кем. Можно и просто повторить про себя то, что ты видел. Особое внимание обрати на то, можно ли понять настроение, состояние этого человека. По каким признакам ты это понял?

Еще одно упражнение.

Всем хорошо известно выражение: «Знаю, как свои пять пальцев». Давай проверим, насколько хорошо ты знаешь свои пальцы. Рассмотри их внимательно и найди в них как можно больше нового, того, что ты раньше не замечал. Теперь посмотри на свои ладони. Убери руки. Есть разница между правой и левой ладонью? В чем именно? Еще раз посмотри. Опиши различия между твоими ладонями. Понаблюдай за руками собеседников и за своими собственными во время разговора. Можно ли что–нибудь сказать о чувствах человека, его состоянии по движению рук?

Следующее упражнение называется «Уличный фотограф». С его помощью развивают не только наблюдательность, но и зрительную память.

Ты идешь по улице. Используй это время для упражнений в «мгновенной фотографии». Навстречу тебе идет человек. Прямо посмотри на него и через секунду отведи взгляд. Восстанови его облик в памяти, а затем сверь «снимок» с оригиналом. Когда освоишь фотографию, переходи к «видеозаписи». Переключи функции, как в мобильном телефоне. Посмотри на человека в течение нескольких минут, а затем мысленно повтори все, что он делал.

Когда ты хорошо научишься выполнять эти упражнения, переходи к следующему.

Понаблюдай за случайными попутчиками в автобусе, метро, за прохожими на улице. Исходя из внешнего облика, жестов, позы, попробуй определить настроение человека, что он переживает.

Будущим актерам рекомендуют в таких упражнениях по особенностям внешнего облика, характерным жестам, походке и т. п. придумать биографию человека – решить, какая у него семья, чем он занимается, что любит, куда сейчас идет, о чем думает. А затем представить себе, как поступил бы человек, если бы произошло что–то неожиданное, например в вагон метро ворвались хулиганы или кто–то упал в обморок, если бы вдруг в вагон вошел друг, которого он считал давно погибшим? Эти упражнения очень полезны для развития наблюдательности и воображения.

Кроме наблюдательности тебе понадобится еще память чувств, память на настроения. Для того чтобы ее развить, выполни еще два упражнения из актерского тренинга и из психотренинга спортсменов. [76]

Вспомни утро, когда, проснувшись, ты почувствовал, как у тебя болит голова. Вспомни, как не хотелось открывать глаза, вспомни тяжелые веки, каким резким и очень неприятным показался звук будильника… Вспомни это утро как можно более подробно, во всех, даже мельчайших деталях, и ты обязательно почувствуешь своеобразное «воспоминание о переживании», тень прошедших переживаний. Теперь вспомни совсем другое утро. Ты проснулся в беспричинно хорошем настроении. На улице светило солнце и… Вспоминай детали, возвращай эмоцию. Помогай воспоминаниям внутренней речью. Постарайся «увидеть» внутренним зрением как можно больше деталей, конкретных, четких. Вспоминай последовательность событий. Все это оживит твою память, твои эмоции, чувства.

Следующее упражнение.

Удобно расположись в кресле. Расслабь мышцы тела, лица. Это можно сделать, например, придав лицу сонное выражение. Теперь в таком расслабленном состоянии вспомни какое–нибудь событие недавнего прошлого, желательно сегодняшнего дня. Через 5 минут (время можно изменить в сторону увеличения) прими напряженную позу, нахмурь брови, крепко сожми губы, сожми челюсти. Вспоминай то же самое событие такое же количество времени. Найди что–нибудь, что ты сделал своими руками достаточно давно. Рисунок, который когда–то нарисовал, фотоснимок, который сделал. Могут подойти на крайний случай и твои собственные фотографические изображения. В течение 10 минут, не меньше, смотри на этот рисунок, фотографию, вспомни тот день, когда это было сделано. Вспомни его очень подробно. Подумай, что ты чувствовал, когда рисовал этот рисунок, фотографировал или фотографировался. Всмотрись внимательнее и постарайся увидеть, почувствовать, какая эмоция стоит за внешним изображением, как говорят искусствоведы, «вчувствуйся» в это изображение.

Это упражнение очень полезно для развития в себе лучшего понимания окружающего, в том числе понимания произведений искусства. Последнее не имеет прямого отношения к нашей работе, но я хочу рассказать, как это упражнение можно использовать для того, чтобы почувствовать произведение искусства. Тебе, наверное, знакомо такое выражение: «Искусство медленного смотрения картин». Это действительно искусство, причем очень важное. Его можно сравнить только с чтением поэзии или хорошей прозы, чтением медленным, когда «смакуется» каждая фраза, каждое слово. Известный отечественный психолог В. П. Зинченко говорил по этому поводу: «По сравнению с неослабевающим интересом к приемам быстрого чтения старые уроки медленного чтения и медленного смотрения картин кажутся верхом разумности». Чаще всего мы проскальзываем мимо, скользим взглядом, лишая себя возможности не только получить подлинное удовольствие от созерцания картины, но и испытать целую гамму эмоциональных переживаний.

Сходи в музей или найди репродукцию картины в Интернете, смотри на нее в течение 10–15 минут, стараясь проникнуться ее настроением, увидеть нечто за внешностью изображенного, ощутить изначальный, породивший это произведение толчок. В качестве прояснения можно использовать образ растения (картина), выросшего из зерна (предчувствие, изначальный импульс). [77] Суть задания состоит в том, чтобы угадать зерно в зрелом растении. Важно при этом не исследовать, а «впитывать» картину, «вчувствоваться» в нее.

А знаешь, откуда взято это упражнение? Как это ни удивительно, из психотренинга спортсменов.

Теперь ты уже достаточно развил свою наблюдательность и эмоциональную память и, надеюсь, легко выполнишь задание по сбору коллекции репертуара поведения, уверенного и неуверенного. Кстати, не забудь, что твое собственное поведение тоже должно занять в этой коллекции почетное место. Хорошо, если ты сделаешь эту коллекцию не виртуальной, а материальной – зарисуешь позы, жесты, опишешь их или сфотографируешь.

Психогимнастика закончилась, и мы переходим к основной части тренировки.

Начнем с упражнения, которое называется «Скульптура».

Изобрази перед зеркалом разные эмоциональные состояния – радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние. Пока не включай сюда уверенность и неуверенность. Изображай эти состояния сначала статично, в виде скульптуры – позу и лицо, – причем доводи каждую черту до предела, как будто ты лепишь скульптуру горя, радости, гнева. Пусть это будет слегка преувеличено, даже утрировано, не страшно.

Сначала скульптура гнева, маска гнева (посмотри их описание, приведенное выше). Прислушайся к себе, пусть хоть слабо, но ты ощущаешь, нет, не гнев, тень гнева? Сделай глубокий вдох и расслабь все мышцы. Ощущаешь, что стал спокойнее?

«Вылепи скульптуру», изображающую страх. Скачала маска: брови почти прямые и кажутся приподнятыми. Они немного сдвинуты друг к другу, и на лбу горизонтальные морщины. Глаза широко раскрыты, рот приоткрыт, губы напряжены и немного растянуты. Хорошо. Теперь поза. Например, такая: голова втянута в плечи, сами плечи немного приподняты, руки крепко сжаты.

Меняй позы и маски. Пусть после изображения удивления возникнет изображение радости, после отчаяния – грусть. После того как «скульптура вылеплена», задержи дыхание и почувствуй, запомни ощущение от мышц лица, тела. Затем быстро выдохни и расслабь мышцы, все мышцы. Почувствуй, что такое спокойствие, отсутствие напряжения, запомни эти ощущения. «Лепи» каждую «скульптуру» по два–три раза.

После того как ты хорошо овладеешь умением создавать «скульптуры», подключи движения, жесты. Принимай самые разные позы. Вот, например, человек, которому очень, ну очень скучно: голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты, рот с трудом сдерживает зевоту и потому полуоткрыт. Какие у него ленивые, замедленные движения, как нехотя он все делает. А вот поза ученика, который ждет оценки: тело напряжено, сидит прямо, ноги плотно сведены и стоят на полу. Глаза смотрят на учителя. Придумывай и разыгрывай самые разные сценки. Только помни: мы с тобой пока в театре пантомимы, а это значит, что каждый жест, каждое движение, как и каждое выражение лица, надо доводить до возможного максимума, так чтобы легко было понять, почувствовать и запомнить их. Ты уже знаешь, удобнее всего это делать на задержке выдоха, то есть надо вдохнуть и задержать дыхание, а затем – быстро выдохнуть и расслабиться.

Еще одно упражнение – «Походка».

Засунь руки как можно глубже в карманы, ссутулься и смотри в пол, поднимай глаза только изредка и смотри в этом случае не прямо перед собой, а вверх. Нравится? Как ты думаешь, легко подойти к такому человеку и заговорить с ним? А вот походка мечтателя: он идет расслабленно, голова приподнята, в руках, может быть, цветок… Походка самодовольного, заносчивого человека, он не идет, а вышагивает, как говорится, «несет себя».

Следующее упражнение нам уже знакомо – это «Улыбка».

Примерь перед зеркалом самые разные улыбки. Добрую, насмешливую, заговорщицкую, циничную, радостную, открытую, «сквозь зубы», вежливую, холодную, надменную – чем больше, тем лучше.

Вспомни: улыбка – один из наиболее надежных способов снятия напряжения, тревоги. Одновременно улыбка – знак того, что ты уверен в себе и готов действовать. Именно с нее мы и начнем репетицию репертуара поведения уверенного человека.

Придумай и изобрази как можно больше вариантов «уверенных» и «неуверенных» улыбок. И вообще – улыбайся почаще! Говорят, что, если улыбаться даже тогда, когда совершенно не хочется, это способствует не только, пусть незначительному, повышению настроения, но и сохранению энергетики, тонуса.

Теперь можно отработать перед зеркалом «скульптуры», движения, жесты уверенного и неуверенного в себе человека. Естественно, чем больше вариантов, тем лучше. Пусти в ход свою «коллекцию». Я надеюсь, она уже достаточно велика? Тем не менее продолжай собирать ее. Как ходит человек, уверенный в себе? Как улыбается неуверенный в себе человек? Изобрази разные походки, разные улыбки. Помни, что лучше всего «работать на контрастах», сопоставлять формы уверенного и неуверенного поведения.

На следующем этапе усложни упражнения. Разыгрывай то, что актеры называют «этюдами». Вот, например, такой.

Ты входишь в комнату, где сидят несколько человек. Тебе надо незаметно проскользнуть на место. А теперь, наоборот, тебе надо, чтобы обратили на тебя внимание. Как ты пройдешь по комнате в каждом из этих случаев? Тебя обидели, и ты хочешь, чтобы этого никто не заметил. Тебя похвалили, и ты хочешь всем показать, как ты горд. Каковы твои жесты в каждом из этих случаев? Походка? Выражение лица?

Тебе надо что–то взять из ящика письменного стола, а в углу комнаты лежит собака, правда, она занята своим делом – грызет кость. Попробуй пройти по комнате так, как будто собака тебя совсем не знает; знает, но совсем немного; наконец, если это твоя собственная собака.

Ты видишь, упражнений может быть множество. Придумай их сам побольше для того, чтобы отработать уверенное и неуверенное поведение.

Конечно, наше состояние выдают не только мимика и пантомимика, но и то, как и что мы говорим. Например, эмоциональное состояние космонавтов, находящихся в полете, во многом контролируют по голосу. Но так же как поза, жесты, выражение лица, наша речь, наш голос не только выражают наше состояние, а могут и влиять на него, успокаивать, придавать уверенность. Поэтому если уверенно говорить, то и почувствовать себя можно гораздо увереннее.

Давайте теперь займемся речью. Сначала голосом.

Упражнение «Разговор по телефону».

Когда ты говоришь по телефону, посмотри на себя в зеркало. Правда, интересно? Собеседник тебя не видит, а ты все равно жестикулируешь. А теперь – внимание! Никаких жестов. Вместо лица – маска. Только с помощью голоса разозли, насмеши, напугай, убеди воображаемого собеседника. Хорошо проконтролировать себя с помощью диктофона. Правила все те же, максимальная выразительность – запоминание – и расслабление.

Следующее упражнение.

В течение нескольких дней читай (лучше вслух) самые разные тексты – желательно интересные, но можно и просто учебник, – выражая различные эмоции, передавая состояния уверенности и неуверенности. Не трать на это упражнение более 10–15 минут в день. Важно, чтобы ты научился при соответствующем звуке голоса «настраиваться» на разные состояния и голосом их выражать.

Очень хорошо, если ты сможешь заняться специальной гимнастикой для развития речевого аппарата, развитием интонационной, звуковы–сотной выразительности голоса. Такие упражнения описаны в учебниках по выразительному чтению, в пособиях для актеров. Все это поможет тебе усилить выразительность твоей речи, лучше передавать то, что ты хочешь сказать, с помощью интонации.

Я же просто в качестве примера приведу одну старую–старую игру. В ней используется слово «блин», точнее его звучание. Прошу отнестись к этому с пониманием: в ХІХ веке, когда эта игра была придумана, современного переносного значения этого слова еще и в помине не было.

Играют несколько человек.

Один на самой низкой из возможных для него нот (не утрированной, а нормальной) произносит: «Блин–блин», при этом «и», ударное, звучит как короткий удар, а «н» тянется, гудит.

Второй на среднем регистре гораздо быстрее произносит: «Полблина, полблина». Звук должен звучать свободно, без мышечного напряжения.

Третий – высокий звук и еще быстрее: «Четверть блина, четверть блина» (нота должна соответствовать диапазону голоса, не надо его напрягать), звук должен как бы идти сам.

Если есть еще участники, то распределите звуки так, чтобы у каждого была возможность произносить слова на более высокой, но, повторяю, удобной, нормальной для него ноте. И все быстрее: «восьмая блина, восьмая блина», «шестнадцатая блина».

Когда это произносят все вместе в течение 3 минут, получается нечто, имитирующее колокольный звон. А теперь упражнение для голоса.

Пройди эту гамму самостоятельно – от самой низкой до самой высокой ноты в обычном диапазоне твоего голоса. Помни, это должен быть естественный голос, нормальный звук, а не крик и не хрип удавленника. Затем пой так: нижняя – верхняя – средняя нота. При нижнем звуке, если он звучит полноценно, должна ощущаться вибрация в груди, на верхней ноте – в области губ и носа.

Самое смешное, что и при этом возникает ощущение колокольного звона.

Какговорить, мы уже немного выяснили. Теперь – чтоговорить. Следующее упражнение заимствовано из гештальт–терапии – психологического и психотерапевтического направления, основывающегося на гештальтпсихологии, ориентированной на развитие восприятиячеловеком своих чувств, эмоций, телесных ощущений, на улучшение его взаимодействия с окружающими.

Упражнение называется «Сила языка». Лучше всего его выполнять с партнером, хотя можно и одному.

Сядь лицом к партнеру и, глядя ему в глаза, скажи три фразы, которые будут начинаться со слов «Я должен». То же самое можно делать, сидя в кресле перед зеркалом. Затем пусть партнер также скажет три фразы, которые будут начинаться с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо. Вновь произнесите эти фразы, заменив «Я должен» на «Я хочу».

Далее. Три предложения «Я не могу», заменяющиеся на три «Я не хочу». Затем три предложения «Я боюсь, что» заменяются «Я хотел бы». Все остальное остается без изменения. [78]

Ты уже знаком с этим упражнением. Когда мы говорили об отрицательных и утвердительных высказываниях, когда говорили о правах, мы отмечали значение языка. А вот как пишет о значении этого упражнения специалист по групповой психотерапии К. Рудестам:

«Слова «Я должен», «Я не могу», «Мне надо» и «Я боюсь, что» отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия». [79]

Следующее упражнение используется многими авторами. Но мы возьмем его в том варианте, который предлагает Дж. Джампольски, известный врач и психотерапевт, прославившийся тем, что создал детские хосписы – удивительные клиники для смертельно больных детей, клиники, в которых, как это ни поразительно, царит атмосфера радости. Вот что он предлагает:

«Другое направление переориентации нашей психики – это анализ силы воздействия слов, которыми мы пользуемся в общении с окружающими и обращаясь к самим себе. Использование этих слов способствует сохранению чувства вины по отношению к прошлому опыту и страха по отношению к будущему… Чем глубже мы сознаем, что использование определенных слов препятствует установлению внутреннего равновесия, тем легче нам будет исключить их из наших мыслей и из нашего словаря. Может быть, для нас окажется полезным представить себе доску и мел. Каждый раз, когда вы употребляете одно из этих слов, представьте себе его написанным на доске и… стирайте его с доски…

Вот список слов, употребления которых следует по возможности избегать:

♦ невозможно;

♦ не могу;

♦ пытаться;

♦ ограничения;

♦ если только;

♦ да, но;

♦ трудно;

♦ обязан;

♦ должен;

♦ сомнения —

любых слов, которые относят вас или других к той или иной категории; любых «слов–ярлыков», которые являются оценкой самого себя или другого человека; любых слов, которые судят или осуждают вас самого или кого–нибудь другого». [80]

Мне бы хотелось, чтобы ты обратил особое внимание на приведенный список слов. Это выражения неуверенного в себе человека.

Продолжаем собирать вооружение против своего дракона. Продолжаем тренинг уверенности.

Теперь будем практиковаться в том, как отвечать в разных ситуациях, как различить уверенный, неуверенный и просто грубый, агрессивный ответ. За основу здесь также взято упражнение из книги К. Рудестама, той его части, которая как раз и посвящена тренингу уверенности в себе.

Упражнение состоит в следующем. Предлагается набор ситуаций, обычно довольно трудных для неуверенных в себе людей. Надо продемонстрировать, как в каждой из этих ситуаций будет выглядеть уверенный, неуверенный и агрессивный ответ. Вот пример, который приводит К. Рудестам: «Представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он взял у вас. Агрессивное поведение может выражаться следующими высказываниями: «Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги. Я хочу получить свои деньги!» Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?» Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал мне вернуть деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее в пятницу»»1. Подбери 10–15 таких ситуаций, которые трудны для тебя. Можешь воспользоваться ситуациями, предлагаемыми в тесте, с которого мы начали эту часть работы. К каждой ситуации напиши требуемые три варианта ответа – уверенный, неуверенный и агрессивный. Затем разыграй эти ситуации. Лучше, если ты сделаешь это с партнером. Когда будешь разыгрывать, не забудь обратить внимание на жесты, выражение лица, звучание голоса. Визгливый, срывающийся на крик тон может говорить о грубости и одновременно неуверенности; робкий, заискивающий тон – о сильной неуверенности, отказе от своих прав; ровный, спокойный голос, не угрожающий, но и не унижающийся – свидетельство твоей уверенности. Подключи еще один важный элемент – взгляд.

Мы уже говорили, взгляд – сильное и мощное средство воздействия на другого человека, на его эмоциональную сферу. Вот какие интересные данные про взгляд приводят Дж. Ниренберг и Г. Калеро:

«Многие из нас, без сомнения, считают, что люди, которые не смотрят нам в глаза, что–то скрывают. И. Эргель в книге «Психология межличностного общения» подсчитал, что люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени общения. Он также заметил, что если два собеседника смотрят друг на друга более 60 % времени, то они, вероятно, больше заинтересованы в собеседнике, чем в том, о чем они говорят. Крайности в этом спектре – влюбленные, с обожанием смотрящие друг на друга, и два разгневанных человека, готовых к драке. Эргель также полагает, что те, кто мыслит абстрактными категориями, стремятся к большему количеству контактов глаз в отличие от тех, кто мыслит конкретными понятиями, потому что у первых больше способности к интегрированию данных и их труднее отвлечь». [81]

Прямой, открытый, доброжелательный или спокойный взгляд, направляемый на собеседника и отводимый время от времени в сторону, свидетельствует об искренности, уверенности, внимании к нему. Напряженный, настойчивый, пристальный взгляд, «сверкание глазами» – все это признаки агрессивного поведения. Взгляд, направленный в сторону от собеседника, мимолетные короткие встречи глазами, оставляющие ощущение неудобства, говорят о неуверенности или о чувстве вины.

Потренируй перед зеркалом разные взгляды. А затем включи взгляд в разыгрываемые тобой этюды.

Уверенность в себе выражается не только в том, как ты говоришь, ходишь, смотришь, но и в том, как ты умеешь слушать. Все это, впрочем, выражает и уровень самоуважения. Когда мы говорили о любви к себе, о самоодобрении, то упоминали об активном слушании. Умение слушать говорит о человеке, о его отношении к себе не меньше, чем его высказывания.

Включи роль «слушателя» в набор ситуаций, которые ты разыгрываешь.

Следующий шаг.

Отрабатывай эти умения до тех пор, пока они не войдут в привычку.


4201402252047470.html
4201486339904294.html
    PR.RU™