ПЕРЕОДИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Теория Д. Сьюпера (описан процесс формирования профессиональной Я-концепции и профессиональный путь разделен на пять этапов):

1. Этап роста (от рождения до 14 лет) – период проигрывания различных социальных ролей (в том числе и профессиональных), период проб себя в разных видах деятельности, прояснения своих предпочтений, формирование интересов, способных повлиять на дальнейший профессиональный выбор. Я – концепция развивается через идентичность со значимым взрослым.

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет) – происходят попытки разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, ценностях, способностях и возможностях. В результате такого самоопределения происходит выбор профессии и начинается её основание.

3. Этап упрочнения карьеры (от25 до 44) – человек стремиться занять прочное положение в выбранной деятельности, обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личную позицию. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими, результативными и динамическими в приобретении профессионального мастерства и социального статуса. Вероятность смены профессии значительно уменьшается к концу этого этапа.

4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет) – здесь наблюдается тенденция сохранить достигнутое карьерное положение. Профессиональное развитие осуществляется в одном направлении без выхода за рамки найденного профессионального поля.

5. Этап спада (после 65 лет) – характерной чертой этого этапа является спад физических и умственных возможностей, что приводит либо к частичному сокращению профессиональной нагрузки, либо к прекращению трудовой деятельности. Здесь возможны возникновение потребности передавать свой опыт и смена профессиональных ролей (наставник, эксперт).

Периодизация А.А. Трущевой (этот процесс включает в себя четыре этапа):

1. Формирование профессиональных намерений – основой выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии. На этом этапе происходит осознание необходимости профессиональной подготовленности, формирование первичных профессиональных целей и путей их достижения, ориентация и самоопределение в области профессиональной деятельности.

2. Профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, положительного отношения и интереса к будущей профессии. Это происходит на трех уровнях: психическом, интеллектуальном и социальном. Психологический уровень предполагает формирование готовности к данному виду деятельности, осознание человеком своих возможностей, способностей, интересов, отвечающих требованиям специальности. На интеллектуальном уровне происходит усвоение теоретических знаний, умений и навыков в соответствии с ГОСТом, овладение навыками профессионального самосовершенствования. На социальном уровне формируются представления о социальном статусе специалиста, востребованности профессии на рынке труда, ее престижности и оплачиваемости.



3. Профессионализация – вхождение (адаптация) и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

4. Мастерство – данный этап характеризуется творческим выполнением профессиональной деятельности; интеграцией сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности; постоянным совершенствованием методик и технологий собственной профессиональной деятельности.

Периодизация А.К. Марковой включает в себя следующие этапы (уровни) этого процесса:

1. Допрофессионализм. Человек осуществляет некоторую работу и виды труда, еще не обладая качествами, свойственными профессионалу, не овладев нормами и правилами профессии, не достигнув в труде высоких и творческих результатов.

2. Профессионализм. Человек последовательно овладевает качествами профессионала, формируя навыка профессиональной деятельности. По мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно повышает свое профессиональное мастерство, осознавая при этом себя в профессии, развивает себя средствами профессии.

3. Суперпрофессионализм. Профессиональная деятельность характеризуется на этом уровне высокими достижениями и творческими успехами. Главной особенностью этого уровня является творческое обогащение профессии своим личным вкладом, что влияет на прогресс общества.

4. Послепрофессионализм. На этом уровне специалист может оказаться наставником, экспертом в своей сфере. Этот уровень помогает человеку обрести новые грани профессионализма, состоящие в помощи другим людям и их духовном обогащении.

Периоды профессионализации:

1 период профессионализации – «Профессиональное младенчество» (1 курс). Учебные дисциплины должны создавать возможность непосредственно - эмоционального общения студента с профессионалом, что будет формировать потребность в профессиональном общении в последующем обучении; положительное отношение к н7ормам профессиональной деятельности. Например, «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Основы саморазвития личности» и т.д.



2 период – «Ранняя профессионализация» (2 и 3 курсы). Учебные дисциплины должны создавать возможность выполнения «предметно-манипулятивной» деятельности студента с предметом психологии и деятельности школьного психолога, что позволяет осваивать способы действия с предметом деятельности профессионального психолога.

3 период – «Допрактический профессиональный возраст» (4 и 5 курсы). Учебные дисциплины должны создавать возможность игровой деятельности в роли школьного психолога с выполнением его производственных функций и их элементов, что позволит освоить профессиональные роли и виды деятельности психолога, или нормы отношений между психологом и клиентом.


3924348594484745.html
3924503571912633.html
    PR.RU™