СКОЛЬКО пива пили в СССР?

В нашей стране в начале 1960-х годов на душу населения приходилось всего 13 литров пива, но при этом 7,5 литров водки. Для борьбы с водкой было решено стимулировать продажу пива путем искусственного занижения его цены.

В результате в 70-80-е годы пиво пользовалось большим спросом в связи с тем, что в переводе на 1 грамм алкоголя это было самое дешевое спиртное: за 1 копейку можно было приобрести 1,2-1,4 грамма «пивного» алкоголя и только около 0,5 грамма «водочного» алкоголя.

Продажа пива с 1970 по 1980 год возросла с 4,2 до 6,2 млрд литров и достигла 24 литров на душу населения. Но продажа водки при этом тоже увеличилась. Темпы роста были разными, но результат один — тотальная алкоголизация населения и необходимость принятия срочных мер.

Кампания 1985 года стала вынужденной мерой. По данным профессора А. В. Немцова, только в России антиалкогольная кампания сберегла более 700 тысяч человеческих жизней, и лишь бездарность руководителей СССР и непонимание основ международной алкогольной политики привели к свертыванию кампании, что почти сразу сказалось на уровне алкогольной смертности.

По данным Российского пивоваренного союза, производство пива в стране стало резко расти в середине 90-х годов, составив 325 млн декалитров в 1998 году и 432 млн декалитров в 1999 году. Сами пивовары связывают этот процесс с растущей популярностью пива у молодежи. Но популярность не возникает сама собой — ее формирует реклама.

Пивной рынок стал существенным образом переориентироваться на молодежь, для которой не столько важна цена, сколько «символические свойства» пива, активно продвигаемые рекламой.

Важным этапом стала принятая в 1998 году поправка, принятая Госдумой при активном «содействии» пивоваров, выводящая пиво из-под действия закона, регулирующего рынок алкогольной продукции. Это позволило иностранным корпорациям прийти на наш рынок, наладить здесь крупное производство и сбыт пива, развернуть мощную рекламную кампанию, навязывая соответствующие «ценности» нашим юношам и девушкам.

В странах Западной Европы потребление пива снижается, а излишки этого плебейского пойла сливают в страны третьего мира, избавляясь таким образом от «излишков» населения в этих странах и набивая при этом свои карманы. Кстати, пойлом для плебеев пиво считалось еще в Римской империи. Сами римские граждане пиво не пили, а смердов, напивающихся пивом, презирали.

У нас потребление пива составляло к 2000 году 37 литров на душу населения, а в 2005 году уровень потребления пива в России превысил 60 литров на человека — это намного больше среднемирового уровня. В настоящее время объем пивного рынка в России оценивается в миллиарды долларов.



— Правда ли, Владимир Георгиевич, что пить пиво стоит, чтобы поддерживать отечественного производителя, как считают некоторые?

— В последнее время, действительно, все чаще можно увидеть рекламу марок пива с русскими названиями. У некоторых «патриотов» слеза капает в пивную пену от гордости за отечественного производителя, вытеснившего импорт из родных пивнушек. Но пена на кружке скрывает не только пиво...

Мало кто подозревает, что большая часть пивного рынка контролируется сейчас иностранным капиталом.

Лидером на российском рынке пива является концерн Baltic Beverages Holding (ВВН) — «Балтика», — практически полностью принадлежащая скандинавам. На «Балтику», контролирующую крупные пивоваренные заводы в Санкт-Петербурге, Ярославле, Ростове-на-Дону, Туле, Самаре, Хабаровске, Челябинске, Красноярске, Воронеже, приходится 35,8% российского рынка пива (данные на апрель 2006 года). Этот иностранный концерн производит пиво с чисто русскими региональными названиями: «Балтика», «Арсенальное», «Тритолстяка», «Жигулевское», «Ленинградское», «Яр-пиво», «Купеческое», «Дон», «Волга», «Уральский мастер» и др.

Второе место занимает бельгийская группа Sun-Interbrew, владеющая заводами в Омске, Клину, Санкт-Петербурге, а также Перми, Иванове, Курске, Волжске, Екатеринбурге, Саранске и других российских городах. Она контролирует 18,7% российского рынка и выпускает такие известные марки пива, как «Сибирская корона», «Клинское», «Толстяк» и другие.

Датская фирма Carlsberg закрепилась на российском рынке в результате приобретения контрольного пакета акций финской компании Sinebrychoff, владеющей петербургским пивзаводом «Вена», который производит пиво «Невское» и Tuborg.

Турецкий пивной концерн «Эфес» владеет пивоварней «Москва-Эфес». После приобретения группы компаний «Красный Восток» (Казань, Новосибирск) занимает 12,5% пивного рынка в России. Выпускает пиво «Старый Мельник», «Красный Восток», «Солодов», «Чешский стандарт», «Белый медведь», «Сокол» и ряд иностранных марок.

Петербургская компания с исландским капиталом Bravo International выпускает пиво марки «Бочкарев».



Южноафриканская компания South African Breweries (SAB) имеет два российских подразделения: «Калужская пивоваренная компания» и ООО «Трансмарк». Недавно эта компания и немецкая Holsten-Brauerei AG объявили о заключении лицензионного соглашения по производству пива Holsten в России. Помимо импортных сортов, южноафриканцы активно продвигают на российском рынке так называемый местный бренд — «Золотую бочку».

При таком обилии инвесторов неудивительно, что пивная отрасль работает на 70% на импортном сырье. Основные поставщики солода на наш рынок — это Германия, Дания, Франция, Финляндия. Хмель поступает из Германии и Чехии.

Так что при просмотре телевизионной рекламы пива нужно хорошо помнить географию. Давайте повторим. «Холстен» —это Германия, «Невское» —Дания, «Миллер» — Америка, «Старый Мельник» — Турция, «Толстяк» — Бельгия, «Бочкарев» — Исландия, «Золотая бочка» — Южная Африка. Хмель из Чехии, солод из Франции. А что из России? Только рубли.

Так что пора освободиться россиянам от иллюзий и вспомнить наставление столетней давности царского генерала А. Нечволодова: «Путь России от разорения к достатку — это путь трезвой России».

Необходимо, чтобы депутаты всех уровней трезво увидели, наконец, алкогольную ситуацию в целом по стране и приняли закон о государственной антиалкогольной политике, а в частности — признали пиво алкогольным изделием, каким оно фактически и является.

Увы, наши народные депутаты в большинстве своем и слышать не хотят об этом. В одном из моих выступлений в Госдуме мне задали такой странный вопрос: «А вы кого лоббируете, отстаивая запрет на рекламу пива?» Я не понял, попросил уточнить вопрос. Тогда мне пояснили, что меня можно заподозрить в том, что я отстаиваю интересы какой-либо раскрученной пивоваренной компании, которая не хочет, чтобы рекламировались новые сорта пива менее известных марок. То есть поверить в то, что человек может руководствоваться российскими или государственными интересами, пивное лобби уже не в состоянии.


3922090015269687.html
3922131382866181.html
    PR.RU™