Конституция Российской Федерации

В России существует стандартная процедура принятия законов. Процесс начинается с выдвижения законопроекта. Это может сделать Президент РФ, любая из палат российского парламента Федерального Собрания или его отдельные депутаты, Правительство РФ, суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный), законодательный орган любого из 89 субъектов Федерации. Затем законопроект обсуждается в нижней палате парламента – Государственной Думе и, в случае его принятия большинством голосов, направляется в течение 5 дней в верхнюю палату парламента Совет Федерации. При его одобрении дается 5 дней для направления принятого закона Президенту РФ. В течение 14 дней Президент или подписывает документ или налагает на него вето. Последний вариант не означает, что законопроект прекращает свое существование – Федеральное Собрание может преодолеть вето Президента 2/3 голосов каждой из палат. Официально закон вступает в свою силу с момента его обнародования – все законы РФ публикуются в обязательном порядке не позднее 2-х недель с момента их принятия и граждане получают возможность ознакомиться с их содержанием.

Однако Конституция является особым законом и поэтому предусматривается другой порядок ее принятия или изменения ее положений. Это закреплено в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Основной Закон Российской Федерации принимается всенародным голосованием (референдумом) после открытого обсуждения проекта Конституции. В дальнейшем возможно принятие парламентом некоторых поправок и изменений, но это не касается глав 1, 2 и 9. Для изменения положений в перечисленных разделах необходима поддержка 3/5 депутатов каждой палаты парламента, после чего созывается Конституционное Собрание. Оно может подтвердить неизменность Конституции, а может разработать проект новой Конституции, который должен быть принят 2/3 голосов членов собрания, а после этого вынесен на всенародное голосование.

Поправки к другим главам Конституции: 3-8 принимаются парламентом в обычном порядке, но требуют одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ.

Конституция(от лат. constitutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Первой конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 г. В XIX веке конституции были приняты в большинстве европейских стран.



В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ей общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.

Принципы российского конституционного права:

- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

- высшая ценность - права и свободы человека

- источник власти - многонациональный народ

- разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти

- конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории



Конституция России:

- определяет основы конституционного строя

- определяет государственное устройство

- регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов

- устанавливает избирательную систему

- фиксирует права, свободы и обязанности граждан

- устанавливает символы государства

- определяет компетенцию высших гос. органов

- определяет основы правосудия


Публичное и частное право

Весьма актуальным для жизни современного российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и право публичное («jus publicum»). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170–228 гг.), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права — сфера частных дел и интересов.

В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят:

· государственное,

· административное,

· финансовое,

· уголовное,

· отрасли процессуального права,

к отраслям частного права:

· гражданское,

· трудовое, семейное,

· а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др.

В России накоплен опыт регулирования социальной сферы публично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра — государства) и императивность, не оставляющая места усмотрению субъектов. Напротив, сфера частного права предполагает децентрализацию юридического регулирования (когда юридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений). Таким образом, основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота. В настоящее время в России происходит становление рыночной экономики, и законодательно закреплена частная собственность, в связи с чем развитию частного права придается большое значение. В декабре 1991 г. распоряжением Президента РФ создан Исследовательский центр частного права. Принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации, содержание которого пронизано идеями частного права.
При всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков (1890–1947 гг.) отмечал, что могут возникать комбинации публично-правового и частно-правового элементов, смешанные публично-правовые и частно-правовые институты. М. М. Агарков подчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное (гражданское) — область свободы и частной инициативы. Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторон государства. Однако как государство в целом, так и его органы, могут выступать в качестве юридических лиц участниками частно-правовых отношений.

В литературе публичное и частное право признаются в качестве реальных категорий и явлений российской правовой действительности, поэтому необходимо определить, что они собой представляют, выявить различные аспекты их соотношения, внешние связи, изучить их влияние на развитие правовой системы.


3921821553945967.html
3921854808431188.html
    PR.RU™