II. 2 Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии

Содержание и методы психолого-педагогического исследи вания детей с отклонениями в развитии определяются общими задачами их изучения и основываются на теории общей и специ­альной педологии. Основная цель психолого-педагогического исследовав - выявление качественной характеристики особен­ностей психики ребенка и определение потенциальных возмож­ностей его познавательной деятельности. Учитывая данные кли­нических исследований (этиология, патогенез нарушения разви­тия), психолого-педагогическое обследование предусматривает прежде всего развернутый анализ качественных особенностей познавательной деятельности ребенка, индивидуальных особен­ностей его личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком проверочных тестовых заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показа­телей. Использование качественных показателей позволяет за­фиксировать специфику психологических особенностей ребенка, выявить среди них такие, которые свидетельствуют о нарушени­ях психического и познавательного развития. Кроме того, приме­нение качественных показателей углубляет и одновременно уп­рощает процесс анализа результатов психолого-педагогического диагностического обследования, нацеливает внимание обследую­щего на определенный объект наблюдения.

Психолого-педагогическое обследование имеет большое зна­чение для определения оптимального варианта организации обучения и воспитания каждого ребенка с ограниченными возможностями развития (выбора соответствующего типа образовательного или лечебного учреждения, адекватной программы коррекционного обучения и др.).

В комплексном психолого-педагогическом обследовании ре-бенка необходимо, чтобы экспериментальные задания были на­правлены на получение данных, характеризующих: уровень раз­вития основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и речи ребенка; особенности его произвольной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Могут также использоваться задания, направленные на выясне­ние личностной самооценки и уровня притязаний. Для разносторонннеи психолоого-педагогической характеристики ребенка с отклонениями в развитии рекомендуется использовать специальные задания (т.ч. тесты), направленные на изучение его произвольной деятельности степени устойчивости внимания и восприятия, уровня работоспособности (например, тесты Пьерона-Рузера, Бурдона в различных модификациях и др.).

Объектом психолого-педагогического исследования являются также:

- уровень знаний и представлений об окружающем мире (зна ний о предметах и явлениях окружающей действительности представлений о сезонных изменениях в природе и др.);



- психофизиологические особенности, отражающие индивидуальные свойства психической интеллектуальной деятельности (темп деятельности, работоспособность, уровень принятия по мощи и т.д.);

- сформированность произвольных форм поведения.

Для исследования интеллектуальных способностей используется система заданий, предусматривающая решение обследуемым ребенком перцептивных (основанных на восприятии), мнемических (задействующих процессы памяти) и собственно мыслительных задач разной степени сложности при оперировании наглядным и вербальным материалом. Предметом исследована при этом являются:

- степень овладения приемами и операциями умственной дея тельности (операциями сравнения, обобщения, классификации анализа строения и функций предметов, анализа простых при чинно-следственных /условных, атрибутивных/ отношений и др.);

- уровень развития математических способностей (степей сформированности первоначальных «количественных представ лений» - о количестве, множестве предметов, уровень овладения счетными операциями и др.).

В ходе психолого-педагогического изучения устанавливаете уровень развития речи ребенка. Общее представление об уровн речевого развития складывается на основе выяснения следующих основных моментов:

• уровень развития фразовой речи; сформированность навыков речевого общения;

• уровень овладения родным языком, степень сформированности языковых (фонетических, лексических, морфологически грамматических) представлений и понятий ;

количественные и качественные характеристики (особенно­сти) словарного запаса;

• уровень сформированности метаязыковой способности (спо-собность к построению и намеренному использованию в речи связных высказываний как продукта речемыслительной деятель­ности) *;

• уровень развития связной монологической речи *.

При обследовании детей с отклонениями в развитии следует уделять внимание развитию эмоционально-волевой сферы. Дан­ные об этом постепенно накапливаются по мере того, как ребенок выполняет ряд заданий, направленных на исследование его памя­ти, мышления, речи, произвольной деятельности. Обследующему необходимо отмечать, как ребенок реагирует на одобрение или неодобрение взрослого, как он относится к предлагаемым зада­ниям, вызывают ли они у него интерес; к успешному или неус­пешному их выполнению; проявляет ли ребенок волевые качест­ва при встречающихся трудностях. Кроме того, в обследовании можно использовать специально подготовленные серии картинок с ярко выраженным эмоционально окрашенным сюжетом. На­пример, задание, в котором ребенку предлагается расположить картинки каждой серии в правильной последовательности. Об­следующий наблюдает при этом за эмоциональными реакциями ребенка. Могут быть использованы (в адаптированном варианте) и специальные «прожективные» тесты (например, тест Розенцвейга и др.).

Для того чтобы сделать обоснованный вывод об уровне по­знавательного и интеллектуального развития ребенка, проводится анализ как успешности и характера выполнения отдельных зада­нии, так и деятельности ребенка в целом.

При изучении особенностей развития детей с ограниченны­ми возможностями важное значение имеет психолого-педагогическии анализ их деятельности и ее результатов (продуктов), т.к.

высказывания детей с нарушениями развития дают, как правило, неполные и неточные сведения об особенностях его психической деятельности- Психолого-педагогическое изучение предполагает знакомство с деятельностью ребенка во время учебных занятий, игр, занятий предметно-практической деятельностью. При этом используется метод изучения продуктов деятельности (рисунки детей, поделки из пластилина, бумаги, различных видов кон закономерностей развития детей с ограниченными возможностими здоровья..

• Так, для большинства детей с задержкой психического разви­тия характерно снижение работоспособности и внимания, ярко
проявляющееся в процессе обследования. У многих детей затруднены ориентировка в новом материале, включение в работу,
нарушен общий темп деятельности. Для других детей характерно снижение внимания из-за повышенной утомляемости, неустой­чивость внимания в процессе деятельности. Действия детей с ЗПР недостаточно целенаправлены по сравнению с деятельно­стью нормально развивающихся детей. Часто они не могут объяснить свое решение (даже в случае правильного выполнения задания). Активный словарный запас, отображающий знания ребенка об окружающем мире, существенно ограничен. В то же время, если ребенок с задержкой психического развития получает
организующую и обучающую помощь, качество выполнения заданий приближается к тому, которое наблюдается у нормальноразвивающихся детей.

• Познавательную деятельность детей с нарушениями интеллекта (дети с олигофренией в степени дебильности) характеризуют такие черты, как замедленная ориентировка, инертность, отсутст­вие глубины осмысления и низкий уровень обобщений. Запас знаний детей об окружающем беден и очень поверхностен. (На-1 пример, дети младшего школьного возраста знают только основные цвета и геометрические формы.) Как правило, с помощью взрослого дети составляют простые узоры Кооса, складывают разрезные картинки. С небольшой помощью дети могут проана­лизировать простую и конкретную, хорошо знакомую им ситуацию, понимают явный смысл сюжетной картинки, в состоянии установить несложную последовательность картинок. Вместе тем у этих детей возникают затруднения в понимании даже простых текстов, смысла пословиц и метафор. Наиболее трудными для них являются задания, при выполнении которых необходимо понимание внутреннего смыслового содержания ситуации или явления. В процессе ориентировки в новом материале, при необ­ходимости переноса способов решения задачи на аналогичные задания особенно ярко проявляется инертность психических про­цессов и конкретность мышления. При выполнении интеллекту­альных заданий эти дети часто опираются на внешние признаки предметов, явлений, которые во многих случаях являются несущественными. Организующая помощь мало помогает при выполнении задании, вызвавших затруднения. Помощь обучающего характера воспринимается с трудом, в замедленном темпе, плохо усваиваются адекватные способы решения задачи, при этом они не используются при выполнении аналогичного зад а ния.

. Для детей с эпилептоидной психопатией характерны замедлен­ность, инертность процессов мышления, дети медленно усваива­ют инструкцию, медленно включаются в работу, крайне трудно переклочаются с одного вида деятельности на другой. Дети с шизоидной психопатией часто с трудом вступают в контакт, об-наружюают неадекватность эмоциональных реакций, Их сужде­ния во шогих случаях носят формальный, поверхностный харак­тер. Во время общения с обследующим дети проявляют склон­ность крезонерству. В большинстве случаев этим детям сложнее работаъ с наглядным материалом.

• Первичная интеллектуальная сохранность детей с нарушенным зрения обычно выявляется в процессе анализа характера выпол­нения различных заданий, предлагаемых с целью установления уровня развития мышления. При проведении обследования таким детям следует давать задания, при выполнении которых они мо­гут опираться не на зрение, а на слух, осязание и речь. Из-за сни­жения зрения у этих детей существенно нарушен зрительный гнозис и затруднена пространственная ориентировка.

• В познавательной деятельности детей с нарушениями слуха отмечаится отклонения, связанные с недостаточностью словесно-логического мышления. Вместе с тем дети, как правило, ус­пешно выполняют задания по наглядному комбинированию, ори­ентируется в наглядном счете.

• У детей с расстройствами двигательной сферы, не сопровож­дающимся нарушениями интеллекта, нередко нарушено про­странственное восприятие. Поэтому они затрудняются при вы­полнена заданий, основанных на ориентировке в пространст­венных отношениях, нередко - в отображении в собственной речи пространственного взаиморасположения предметов.

* Одно из общих требований к проведению психолого-педагогического обследования заключается в том, чтобы было обеспечено адекватное понимание ребенком каждого предло­женного задания. Если ребенок недостаточно хорошо владеет Устной речью, он может неправильно, неполно или неточно полнять словесную инструкцию обследующего. Причем это далеко не всегда обнаруживается сразу: иногда ребенок понимает инст­рукцию по-своему и либо выполняет иное задание, либо выпол­няет его не так, как требуется. Такое в среде детей с нарушения­ми развития наблюдается достаточно часто (выраженное в той или иной степени недоразвитие речи отмечается у большинства детей с нарушениями слуха, у детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и, конечно, у многих детей с ре­чевой патологией). При проведении обследования необходимо поэтому каждый раз добиваться правильного понимания задания. С этой целью рекомендуется:

- задавать ребенку уточняющие вопросы о том, как и в какой последовательности он будет выполнять задание, какие предме­ты-атрибуты для этого использует, в чем конкретно будет состо­ять то или иное действие и т.д.;

- проанализировать начальные действия ребенка по выполне­нию предложенного задания, адекватность использования атри­бутов деятельности;

- до проведения обследования по основному заданию обсле­дуемому можно предложить предварительное задание, относи­тельно более легкое, но по содержанию сходное с ним. Если ре­бенок не может понять и предварительное задание, то использу­ют при его объяснении наглядность и жесты. К основному зада­нию переходят только после того, как ребенок правильно выпол­нит предварительное.

Особый методический подход к обследованию детей с нару­шениями развития состоит в том, что предлагаемые им прове­рочные или тестовые задания должны быть по своему содержа­нию не только речевыми, но и наглядно-практическими (предпо­лагающими действия с реальными предметами и оперирование наглядными образами и не требующими активного использова­ния речи ). Если от детей, не имеющих отклонений в развитии, в большинстве случаев удается получить адекватный словесный отчет о выполнении задания, то у детей с недоразвитием речи (дети с речевой патологией, дети с нарушениями слуха, интел­лекта и др.) возможности такого словесного описания своих действий резко ограничены. Исходя из этого при изучении познава-Тельныых процессов у детей с недоразвитием речи широко используются их изобразительная и конструктивная деятельность. Ре-комен;ндуются, в частности, такие методики исследсования, как воспроизведение предметных изображений после их кратковре-менноюй наглядной экспозиции, восстановление целостных изо-бражегений по матрицам Равена, воссоздание изображений пред­метов в по разрезным картинкам, задания с использованием гео-метришческих форм и др.

• Важным требованием к содержанию психолого-пседагогичес-кого обследования детей с нарушениями развития является ши­рокое варьирование включаемых в него заданий по их назначе­нию и их степени сложности для исследуемых. Так, в программу обследования помимо заданий, доступных для детей тОго же воз­раста, не имеющих отклонений в развитии, включаются задания предназначенные для нормально развивающихся детей более раннегего возраста. С другой стороны, в программе обследования, нарядуцу с заданиями, доступными для большинства детей с недостатками развития той или иной категории , могут быть, включены и задания, более сложные по содержанию. Плохие или удовлетворительные результаты в выполнении какого-либо одного за­дания я не дают основания судить об уровне познавательного и интеллектуального развития ребенка. Необходимо учитывать особенности деятельности ребенка при выполнении Достаточно большеного числа разноплановых заданий и отмечать, наиболее характктерные для него личностно-психологические особенности.

* Все задания психолого-педагогического исследования строят­ся таким образом, чтобы выяснить, задание какой меры сложно­сти может быть выполнено ребенком самостоятельно, а какое - с помощью обследующего. Работу с ребенком в ходе обследования необходимо строить в форме обучающего эксперимента. Если у ребенка возникают трудности, ему должна быть оказала помощь. При этом выявляется уровень необходимой помощи: помощь в виде о общей стимуляции, поощрения; в виде организации деятельности ребенка, наводящих вопросов, прямой подсказки использования приема совместных действий, показа или обучения на материале аналогичною задания и др. Для этого при оргацц зации обследования должна быть предусмотрена строго дозирванная помощь по принципу «микрошагов». При анализе полу. ченных результатов учитывается, какой вид помощи и в каком объеме был оказан ребенку, а также насколько эта помощь по­могла ему справиться с заданием.

* Необходимо, чтобы методика обследования (и каждое отдель­ное задание) была направлена не просто на то, чтобы установить решает или не решает ребенок поставленную задачу, а на то, что­бы выявить его реальные и потенциальные возможности, опреде­лить, при каких условиях он может справиться с предложенной задачей. Этот принцип, выдвинутый в свое время Л.С. Выготс­ким, должен быть реализован в каждом психолого-педагогичес­ком исследовании особенностей психического и познавательного развития ребенка.

Ф Если проводится обследование ребенка (подростка) с наруше­нием поведения, следует учитывать, что объективная оценка уровня и особенностей его познавательного и интеллектуального развития возможна только в оптимальных условиях: при хоро­шем контакте с обследующим и значимой мотивации. Чтобы правильно оценить, насколько качество ответов ребенка обуслов­лено девиациями поведения, полезно сравнить результаты обсле­дования до и после установления позитивного эмоционального контакта.

* Для проведения психологического обследования необходима спокойная обстановка. Обследование осуществляется в от­дельной комнате с небольшим количеством мебели и игровых предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. С ребенком до 4-х лет обследование проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4-6-ти лет - за детским столом, с более старшими детьми - за обычным столом, при этом на столе не должно находиться посторонних предметов. Если качество ответов и практической деятельности ребенка, ее темп ухудшаются или улучшаются, существенно изменяются к концу или даже к середине обследования, это может быть связано с нарушением работоспособности. В этом случае необходимо проанализировать, как именно можно изменить эти параметры в зависимости от времени наступления утомления или врабатываемости. Снижение работоспособности можно наблюдать у детей с различным уровнем познавательного и интеллектуального развития, поэтому при анализе результатов обследования важно сравнить качество выполнения заданий в начале и в конце обследования, до и после кратковременного отдыха.

Чтобы более быстро вовлечь ребенка в совместную работу

чале обследования ему необходимо дать интересное задание, В пое не требует длинной и сложной речевой инструкции (например собрать фигурки в «Почтовый ящик»). При этом крайне ажио чтобы предлагаемое задание было заведомо доступно ребенку. Обследование лучше начинать с заданий заведомо легких для данного ребенка. Психолог должен вести себя спо­койно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Благодаря этому ребенок с самого начала попадает в «ситуацию успеха». После этого можно переходить к более сложным заданиям. Чтобы ребенок в процессе исследова­ния не устал, а также для поддержания интереса к процедуре обследования, следует чередовать задания вербального и не­вербального характера, невербальные же задания - с различными приемами исследования (игровыми и графическими).

* Важное условие обследования - приспособление к индиви­дуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемо­сти, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомле­ния можно сделать перерыв и поговорить с ребенком на отвле­ченную тему, давая ему возможность отдохнуть.

* Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе, от­мечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребен­ком, виды помощи, ее эффективность. В тех случаях, если ребенок категорически отказывается от обследования без матери, она мо­жет присутствовать при обследовании, в других же случаях ее присутствие нежелательно. В то же время, после обследования психолог должен обсудить с матерью его результаты, ответить на вопросы, дать соответствующие рекомендации. Если по каким-о причинам ребенок плохо ведет себя во время обследования, казывается выполнять задания, то необходимо выяснить причи-такого поведения и вызвать ребенка на повторное обследова-' кот°рое может проводиться через несколько дней. На по-орное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются, в связи с чем обследование должно проводиться в несколько «приемов».

После экспериментально-психологического обследования с ребенком может быть повторно проведена беседа (как правило непродолжительная). Ее цель - уточнение данных о личностно-психологических особенностях ребенка, выяснение личностной реакции ребенка на процедуру обследования (какие задания ему понравились, а какие - нет, что было трудно, что - легко, как ребенок сам оценивает свои успехи, как себя чувствует и т.п.).




3917984257531560.html
3918033419411365.html
    PR.RU™