Программа государственного экзамена

Психология в системе общественных и естественных наук.

Понятие и предмет психологии. Развитие представлений о предмете психологии. Отрасли психологии и задачи психологической практики. Междисциплинарные связи психологической науки.

Категория деятельности в психологии.

Понятие активности человека. Активность и деятельность. Определение и основные характеристики деятельности. Структура деятельности. Виды деятельности человека. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Абульханова-Славская К.А.). Системогенез деятельности (Шадриков В.Д.).

Психологическая характеристика ведущих видов деятельности.

Понятие ведущего вида деятельности. Значение ведущего вида деятельности в психическом развитии личности. Характеристика ведущих видов деятельности и формирующихся в них психологических новообразований: эмоциональное общение, предметная деятельность, игра, учебная деятельность, интимно-личное общение и общественно-полезная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, труд.

Категория личности в зарубежной психологии.

Понятие о личности в зарубежной психологии. Теории личности в зарубежной психологии. Структура личности. Формирование и развитие личности в онтогенезе.

Категория личности в отечественной психологии.

Понятие о личности в отечественной психологии. Теории личности в отечественной психологии. Структура личности. Направленность личности. Сознание и самосознание личности. Формирование и развитие личности в онтогенезе.

Психологическая характеристика познавательной сферы индивида.

Понятие сенсорно-перцептивные процессы. Виды, свойства и закономерности ощущений. Восприятие: характеристика, виды. Виды, свойства внимания. Образы представлений. Процессы, виды, типы, качества и закономерности памяти.

Определение, физиологические механизмы, свойства мышления. Виды мышления, их характеристика. Индивидуально-психологические особенности мышления. Операции и формы мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства воображения.

Психологическая характеристика эмоционально-волевой сферы личности.

Понятие эмоций. Классификация эмоций. Теоретические подходы к рассмотрению эмоций. Функции эмоций. Развитие эмоций в онтогенезе. Воля: определение, структура волевого акта, функции. Развитие волевой сферы в онтогенезе. Соотношение эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.



Проблема индивидуальности в психологии.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект деятельности». Структура индивида, личности, индивидуальности, субъекта деятельности. Основные подходы к рассмотрению категорий индивида, личности, индивидуальности, субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин).

Теоретико-методологические основы возрастной психологии.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Основные понятия: социальная ситуация развития, новообразования. Понятие ведущего вида деятельности. Значение ведущего вида деятельности в психическом развитии личности. Подходы к проблеме психического развития в основных психологических школах (социогенетический, биогенетический, бихевиористское направления, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивная психология).

Источники, движущие силы и условия психического развития.

Категория развития в возрастной психологии. Основные закономерности психического развития. Факторы психического развития: биологические, социальные, собственная активность ребенка. Проблема движущих сил развития в отечественной и зарубежной психологии. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Понятие возраста. Понятие сензитивности, возрастного кризиса. Возрастные и индивидуальные особенности развития. Критические и переходные периоды развития. Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому. Периоды и стадии психического развития по Д.Б. Эльконину. Основные положения возрастной периодизации Э. Эриксона.

Психическое развитие ребенка в младенчестве.

Общая характеристика периода новорожденности. Кризис новорожденности. Социальная ситуация психического развития в младенчестве. Ведущая деятельность. Психологические особенности младенчества. Комплекс оживления. Врожденные формы психической активности. Развитие движений и познавательных процессов в младенчестве. Роль эмоционального общения со взрослым. Основные новообразования в младенчестве. Кризис 1 года.



Психическое развитие ребенка в раннем детстве.

Психическое развитие в раннем детстве. Социальная ситуация психического развития в раннем возрасте. Ведущая деятельность в раннем возрасте. Развитие познавательной сферы детей. Развития предпосылок игровой деятельности. Символизм. Становление эмоций личности в раннем возрасте. Общая характеристика кризиса «трех лет». Основные новообразования раннего детства. Кризис 3 лет.

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве.

Социальная ситуация развития дошкольника. Характеристика ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Роль игры в становлении психических качеств детей. Влияние различных видов деятельности дошкольника на психическое развитие. Общая характеристика познавательного развития дошкольников. Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Механизмы развития личности. Проблема готовности к школьному обучению. Психологические новообразования дошкольного возраста. Кризис 7 лет.

Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте.

Психологические особенности начального этапа обучения в школе. Адаптация ребенка в школе. Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Характеристика ведущей деятельности в младшем школьном возрасте. Мотивация учебной деятельности младшего школьника. Нравственное развитие в младшем школьном возрасте. Развитие познавательных процессов. Основные новообразования младшего школьного возраста.

Психологические проблемы подросткового возраста.

Общая характеристика подросткового возраста. Специфика социальной ситуации развития подростков. Ведущая деятельность подросткового периода. Особенности учебной деятельности подростков. Особенности когнитивного и личностного развития в подростковом возрасте. Психологические новообразования возраста. Кризис подросткового возраста.

Психологическая характеристика ранней юности.

Психологическая характеристика юношеского возраста. Социальная ситуация развития юношества. Проблемы формирования личности и мировоззрение. Характеристика развития познавательной сферы в ранней юности. Специфика учебной деятельности в юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность периода. Профессиональное самоопределение. Основные новообразования юношеского возраста. Кризис юности.

Психология зрелости.

Периодизация зрелости. Трудовая деятельность. Проблемы обучения взрослых людей. Становление образа жизни как психологическая проблема. Особенности процессов формирования личности в зрелости. Кризисы зрелости.

Психогеронтология.

Психология старости. Изменение социальной ситуации в связи с уходом от профессиональной деятельности. Психологические проблемы старения. Факторы старения. Биологическая старость и психологический возраст личности. Проблемы социальной адаптации личности в старости.

История психологии как отрасль психологической науки.

Понятие, предмет и объект истории психологии. Принципы историко-психологического анализа. Задачи истории психологии. Методы истории психологии. Движущие силы и причины исторического развития психологии.

Основные зарубежные психологические школы и направления, их характеристика.

Глубинная психология (психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера). Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура).

Гештальтпсихология (Вертгеймер, Коффка, Келлер). Основные понятия и принципы и методологический аппарат гуманистической психологии. Концептуальные положения гуманистической психологии, представленные в работах Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла.

Формирование и развитие научных психологических школ в Российской психологии советского периода.

Специфика психологических исследований психических явлений и личности в психологических школах (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Гальперин П.Я.). Категория установки и ее экспериментальное изучение (Узнадзе Д.Н.). Вклад пермской психологической школы в исследование индивидуальности человека (Мерлин В.С.).

Психология учебной деятельности.

Общая характеристика учебной деятельности: понятие, основные характеристики. Структура учебной деятельности (мотивация, целеполагание, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка). Усвоение как центральное звено учебной деятельности (структура, характеристики). Обучающийся как субъект учебной деятельности. Особенности мотивации учебной деятельности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.

Психологические аспекты современных образовательных технологий.

Классификация современных образовательных технологий. Принципы организации современных образовательных технологий. Психологические условия, оказывающие влияние на эффективность реализации современных образовательных технологий в системе образования.

Психология воспитания.

Понятие воспитания. Задачи воспитания на современном этапе развития общества. Факторы и условия формирование личности в процессе воспитания. Самовоспитание личности. Психологические аспекты Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.

Психология педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность: понятие, мотивы, структура. Стили педагогической деятельности, формирование педагогических способностей и педагогических умений. Основные функции педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса (определение, направленность, специфика).

Психологическая служба в образовании.

Концепции психологической службы образовательного учреждения. Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога. Документация психологической службы. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа. Направления деятельности педагога-психолога, их общая характеристика. Функции педагога-психолога при реализации ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования.

Основные психологические характеристики семьи.

Определение семьи. Соотношений понятий «брак» и «семья». Функции семьи. Типология семьи. Характеристика семьи как целостной системы. Структура семьи: определение, модели, формы. Условия и факторы структурных характеристик семьи. Этапы жизненного цикла семьи, их особенности. Принципы, механизмы и факторы общения и отношений между членами семьи. Трудности общения в семье. Конфликтные, кризисные и проблемные семьи как типы неблагополучной семьи, их характеристика. Виды семейных конфликтов и их природа. Управление семейными конфликтами: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

Семейная социализация личности.

Материнство, отцовство и родительство. Формирование психологической готовности к материнству, отцовству. Проблема готовности к родительству. Личностная зрелость родителей, ее компоненты и значение. Семья как институт социализации ребенка. Этапы, факторы и механизмы семейной социализации. Основные характеристики детско-родительских отношений и их влияние на психическое развитие и формирование личности ребенка. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения: показатели, уровни, типы, факторы и значение. Семья и ребенок: возрастная динамика отношений. Основные направления и показатели успешности психологического просвещения родителей.

Основы семейного консультирования.

Цели, задачи и принципы семейного психологического консультирования. Направления и виды семейного психологического консультирования. Модели психологического консультирования семьи, их характеристика. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования. Семейно-брачное консультирование. Консультирование детско-родительских взаимоотношений.

Психологическое консультирование как вид деятельности психолога.

Сущность и специфика психологического консультирования. Цели и задачи психологического консультирования. Принципы и этические аспекты психологического консультирования. Общая и профессиональная подготовка психолога-консультанта. Требования к личности психолога-консультанта. Виды психологического консультирования. Консультативная беседа: определение, этапы, технология ведения. Критерии эффективности консультативной беседы. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент. Психологическое консультирование, связанное с развитием личности и способностями клиента. Коммуникативное и межличностное психологическое консультирование. Деловое психологическое консультирование. Психолого-педагогическое консультирование. Психологическое консультирование в ситуации кризиса.

Социально-психологические характеристики управленческой деятельности.

Определение, функции и структура управленческой деятельности. Принципы, психологические закономерности управленческой деятельности. Факторы и критерии оценки эффективности управленческой деятельности. Модель продуктивной управленческой деятельности. Стили управления и руководства коллективом, их сравнительная характеристика. Личность руководителя и эффективность управленческой деятельности.

Социально-психологические особенности общения.

Определение, функции и уровни общения. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Единство общения и деятельности. Этапы и структурные компоненты общения, их характеристика. Характеристика коммуникативной стороны общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Интерактивная сторона общения: определение, составляющие (содержание и стиль) и факторы. Значение взаимодействия в контексте общения. Критерии оценки эффективности взаимодействия в ходе общения.

Характеристика социализации как социально-психологического явления.

Социально-психологические подходы изучения социализации в России и за рубежом. Социализация и адаптация, их соотношение. Этапы и сферы социализации, их характеристика. Институты, механизмы и факторы социализации. Социализация и детерминация социального поведения личности. Характеристика социальной идентичности личности. Социальные установки и социальные стереотипы как детерминанты социального поведения личности человека.

Психологические аспекты поликультурного образования.

Цель, задачи и уровни поликультурного образования. Основные подходы к пониманию сущности поликультурного образования: аккультурационный подход, диалогический подход, социально-психологический подход. Принципы поликультурного образования и поликультурного воспитания. Содержание поликультурного образования, требования к нему. Стратегии, формы, методы и приемы поликультурного образования. Основные модели и типы поликультурного обучения: дидактические или экспериментальные (по методу обучения); общекультурные или культурно-специфичные (по содержанию обучения); когнитивные, эмоциональные или поведенческие (по сфере).

Поликультурная компетентность субъектов образовательной среды.

Субъекты поликультурного образования и воспитания, их характеристика. Содержание, уровни, показатели поликультурной компетентности. Институты, механизмы и факторы формирования поликультурной компетентности. Способы и средства развития поликультурной компетентности. Принципы, предпосылки и условия достижения профессионализма в поликультурной образовательной среде.

Структурно-динамические характеристики конфликта.

Понятие, психологические признаки и функции конфликта. Структурные характеристики конфликта. Этапы и фазы развития конфликта, их особенности. Причины и факторы конфликта. Виды конфликтов, их характеристика. Понятие управления конфликтом. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

Основы психологии девиантного поведения. Характеристика клинических форм девиантного поведения

Понятие, структура девиантного поведения. Типы девиантного поведения (делинквентный, аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический, основанный на гиперспособностях). Агрессивное поведение. Аутоагрессивное поведение. Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности. Сексуальные девиации и перверсии. Сверхценные психологические увлечения. Сверхценные патопсихологические увлечения. Коммуникативные девиации.

Методологические основы изучения ВПФ.

Теория системной динамической локализации высших психических функций. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования, блок приема и переработки информации, блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия.

Особенности нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.

Нарушения гностико-праксических функций при локальных поражениях мозга. Понятие агнозии, виды: зрительная, тактильная, оптико-пространственная, слуховая и т.д. Понятие апраксии, виды: неречевая апраксия, артикуляционная апраксия. Нарушения речи при локальных поражениях мозга: понятие афазии, этиология афазии, классификация афазии.

Психология аномального развития.

Основные подходы к проблеме «норма-отклонение». Причины отклонений в психическом развитии и факторы, их определяющие. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями в развитии. Понятие дизонтогенеза. Основные параметры дизонтогенеза. Понятие о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Характеристика отдельных типов нарушений психического развития: общее психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

Патопсихологическая характеристика нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Расстройства восприятия. Нарушения мотивационного компонента восприятия. Расстройства памяти (нарушение непосредственной памяти, нарушение динамики мнестической деятельности, нарушения опосредованной памяти, нарушение мотивационного компонента памяти). Нарушение мышления (нарушения операционной стороны мышления, нарушение динамики мыслительной деятельности, нарушение мотивационного компонента мышления, нарушение критичности мышления). Нарушения умственной работоспособности. Расстройства сознания. Нарушения эмоциональной сферы. Нарушения волевой деятельности.

Теоретические основы нейропсихологии.

Понятие, цель, задачи и методы нейропсихологии. Мозговая организация высших психических функций. Функциональная асимметрия полушарий. Принципы локализации высших психических функций. Нарушения умственного развития при диффузных поражениях мозга. Латеральные функциональные различия при патологии мозга. Нейропсихологическая диагностика. Понятие нейропсихологического фактора и синдрома. Задачи нейропсихологического исследования. Методы нейропсихологического исследования.

Методология и методы психолого-педагогических исследований.

Общие представления о методологии науки. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Фундаментальные методологические проблемы психологии (проблема объективного метода в психологии, психофизическая и психофизиологическая проблема, проблема единиц анализа психики, проблема биологического и социального). Основные категории психологии и педагогики. Научное исследование: понятие, этапы и виды научных исследований. Методологические принципы психолого-педагогических исследований.

Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований.

Понятие метода и методики. Основные подходы к классификации методов исследования (Ананьев Б.Г., Дружинин В.Н., Г. Пирьов и др.). Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования (наблюдения, эксперимента, теста, вербально-коммуникативных методов и др.). Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Методы статистической обработки данных.

Качественные и количественные методы исследования.

Основные понятия, используемые в математической обработке данных. Меры связи между признаками. Общие положения корреляционного анализа. Специфика дисперсионного анализа. Основные допущения многомерных методов исследования (факторный анализ, кластерный анализ, регрессионный анализ). Качественные и интерпретационные методы исследования.

Теоретические вопросы практической психодиагностики.

Понятие, предмет психодиагностики. Задачи и области применения психодиагностики. Методологические основы психологической диагностики. Выбор и применение психодиагностических методов и методик, требования, предъявляемые к пользователям психодиагностических методик. Этические нормы психодиагностики. Анализ и интерпретация психодиагностических данных. Основные критерии оценки диагностом особенностей психического развития детей и подростков. Особенности психодиагностики дошкольников, младших школьников, подростков. Основные требования к составлению заключения по результатам психодиагностического обследования.

Психокоррекция как вид деятельности практического психолога.

Определение понятия «психокоррекция», его соотношение с понятиями «психоконсультирование», «психотерапии». Гуманистические принципы психокоррекционной работы. Основные задачи психокоррекционной работы. Особенности составления психокоррекционных программ: принципы составления и основные виды программ, оценка эффективности программ. Учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей при построении психокоррекционных программ. Этические принципы психокоррекции.

Методы психокоррекции.

Общая характеристика игротерапии, основные виды и формы игротерапии. Общая характеристика арт-терапии: цели арт-терапии, основные направления арт-терапии (общая характеристика музыкотерапии, библиотерапии, сказкотерапии и др.). Психогимнастика.


3917652097177835.html
3917741509112489.html
    PR.RU™